Главная|Статьи|Парус, парусное вооружение яхты

Парус, парусное вооружение яхты

Типы парусов и парусного вооружения Все известные на сегодня типы парусов можно разделить на две большие группы: прямые паруса (закрепляемые на реях, характерное их положение – поперек диаметральной плоскости) и косые паруса (как правило, передняя шкаторина такого паруса растянута вдоль мачты, характерное положение – близко к диаметрали судна).

Прямые паруса.

Четырехугольной формы прямой парус поддерживается горизонтального расположения рангоутным «деревом», реем, своей серединой прикрепленным к мачте или стеньге. Управление таким парусом сводится к развороту рея в горизонтальной плоскости (брасами) и растягиванию в нужном направлении нижних углов паруса (шкотами и галсами). В настоящее время прямые паруса можно видеть, разве что, наблюдая за маневрами участников встреч Международного союза учебно-парусных судов, потомков и современных версий гигантов морей прошлого – «винд-жаммеров» («выжимателей ветра»).

Косые паруса.

В отличие от прямых парусов – один похож на другой, треугольные или четырехугольные косые паруса демонстрируют замечательное разнообразие. Некогда популярный латинский парус, отличающийся треугольной формой, верхней своей шкаториной крепится к длинному гибкому наклонному рею, вершина которого поднимается много выше топа короткой мачты. Четырехугольный люгерный парус также крепят к наклонному рею, более короткому и жесткому. Передняя треть рея выступает впереди мачты, задние его две трети очень похожи на гафель, определяющий элемент га-фельного вооружения. Четырехугольный гафельный парус своей верхней шкаториной пришнуровы-вается к гафелю (гафель упирается «усами» в мачту, демонстрируя способность поворачиваться вокруг нее). Передняя шкаторина гафельного паруса пришнуро-вана к мачте, нижняя – к гику. На гафельный очень похож шпринтовый парус. Он обходится, однако, без гафеля, роль которого здесь исполняет шпринтов -реек, по главной диагонали распирающий шпринтовый парус, поддерживая его верхний угол. По своей популярности все перечисленное, в наши дни, перекрывает бермудский парус: треугольной формы полотнище, передняя шкаторина которого растянута по мачте, нижняя – по гику. Считается, что бермудский парус зародился в регионе Бермудских островов, им пользовались местные рыбаки. В 1920-е годы он пришел на смену гафельному парусу, в то время использовавшемуся повсеместно. Популярность бермудского паруса объясняется его аэродинамическим совершенством: правильно настроенный бермудский парус далее прочих парусов продвигается к аэродинамическому идеалу – самолетному крылу. Особое место в ряду других парусов всегда занимали и занимают стаксели, поднимаемые не на мачте, но на штаге. Известные варианты стакселей: собственно стаксель, кливер, генуя.

Типы яхт

Типы яхт различаются вариантами их парусного вооружения, числом мачт и парусов, способом их размещения. Кэт. Яхта, вооруженная по этому типу, несет только один парус, грот, поднимаемый на единственной, смещенной к носу яхты мачте. Относительно простые в управлении, такие яхты отличаются аэродинамическим совершенством. Почти все швертботы-одиночки имеют вооружение кэт.

Шлюп.

Вооруженная по этому типу яхта несет грот и стаксель. Как правило, стаксель, поднимаемый на шлюпе, выбирают из штатного комплекта: от малых размеров «штормового» стакселя до сравнимого по площади с основным парусом – «генуэзским» стакселем, коротко говоря, генуей. При топовом варианте вооружения шлюп несет стаксель на штаге высотой до топа мачты. Считается, что он, при некоторой ограниченности возможностей в отношении настройки яхты, надежен в эксплуатации. Его часто применяют при постройке крейсерских яхт. При использовании «вооружения 7/8″ форщтаг крепится несколько ниже топа мачты. Соответственно, несколько меньшим по габаритам и площади в этом случае оказывается стаксель. Для такого варианта вооружения характерно применение гибкого рангоута, гибкой верхней части мачты, в частности. Используя бакштаги, топ мачты отклоняют в сторону носа или кормы яхты. Наряду с «вооружением 7/8″ применяются и иные сходные варианты, с соотношением 6:8, в частности.

Тендер.

Вооруженная таким образом яхта несет три паруса: грот и два передних паруса, стаксель и кливер. Этот тип вооружения удобен в обслуживании. Работать по отдельности с двумя относительно небольшими парусами легче, чем с одним парусом. При усилении ветра проще убрать стаксель и следовать далее, неся только кливер, чем менять, к примеру, геную на стаксель меньшего размера. Использование двух передних парусов вместо одного оправдано и с позиций аэродинамики. При движении острым курсом к ветру два паруса могут быть настроены и работать, как элементы аэродинамически оптимального «механизированного» крыла (аналоги самолетных -»закрылка», «предкрылка»). Значительность суммарной площади стакселя и кливера позволяет сдвинуть мачту ближе к миделю яхты. Это тем более ценно, что наилучшим местом установки мачты считается положение «2/5 длины яхты по ватерлинии от носовой оконечности». Именно такое отношение характерно для тендеров. Вооруженная по типу тендер яхта предпочтительна для совершения длительных плаваний.

Кеч.

Яхта с вооружением типа кеч имеет две мачты: грот и бизань. Меньшую мачту, бизань, при выборе такого варианта вооружения устанавливают на корме – в пределах конструктивной ватерлинии (впереди головки руля). Основные паруса кеча носят названия грот и бизань, количество передних парусов может быть различным для различных проектов. Долгое время считалось, что вооружение кеч с парусностью, разделенной на множество частей, оптимально для применения на больших яхтах. С появлением на яхтах средств механизации, соответственно, с уменьшением доли «ручного» труда, стали замечать, что наличие на такой яхте большого количества шкотов, двух гиков скорее затрудняет управление яхтой, чем облегчает его. Снижению популярности яхт такого вооружения способствовало и понимание того, что лавировочные качества кеча заметно хуже лавировочных качеств тендера.

Преимущества кечей проявляются разве что в длинных гоночных рейсах, значительной части которых отвечает движение полными курсами к ветру. Наличие опытной профессиональной команды при этом настоятельно необходимо.